Добро пожаловать!
Я рада поделиться своей методической копилкой!

Урок чтения. Слуцкий. Лошади в океане

Тема: «Родина» в произведении Б.А. Слуцкого "Лошади в океане"

Цели:
 Познакомить с жизнью и творчеством Б.А.Слуцкого, с его произведением «Лошади в океане».
 Формировать универсальные учебные действия (личностные, коммуникативные, познавательные и регулятивные).
 Совершенствовать умение работать с текстом (анализ сюжета, определение главной мысли произведения, объяснение заглавия: «заглавие – жанр», «заглавие – главная мысль», составление блок-схем, умение видеть структурные элементы текста).
 Обогащать читательский опыт учащихся.
 Развивать память, логическое мышление, словарный запас, творческие способности, читательскую зоркость и речь детей.
 Воспитывать чувство гордости и любви к Родине, нравственные чувства (чувство сострадания, гражданственности, человечности).

Оборудование:

1. Учебник «Родная речь». Авторы Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова. 4-й класс.
2. Слайдовая презентация.
3. Видеоклип «Лошади в океане».
4. Дидактические карточки:
А) Текст для разметки;
Б) Тест диагностический, синквейн;
В) Карточки для рефлексии.


Ход урока

Этап урока Название этапа Примечание

Организационный момент.

1. Вступительное слово учителя.
- Какой раздел мы начали изучать? Все ли названия произведений этого раздела ярко подтверждают тему?
- Сегодня мы познакомимся со стихотворением Б.А.Слуцкого «Лошади в океане». Узнаем, почему оно включено в этот раздел?

2. Определение цели и задач урока.
- Какую цель мы обычно ставим перед изучением нового произведения?
- Что нужно для достижения этой цели?

3. Мотивация обучающихся на работу.

Прием «Предвосхищение».

Узнать о чем это произведение и понять замысел и внутренний мир поэта.
Уметь работать с текстом (объяснить значение непонятных слов, находить изобразительно-выразительные средства языка, подтверждать словами текста тему и основную мысль).

Пожелание успешной работы


Введение в тему.
1. Тест. Кому принадлежат строки? Соедини линией.
Широко ты, Русь,
По лицу земли
В красе царственной
Развернулася! Как не гордиться мне тобой,
О, Родина моя!
О, Родина! В неярком блеске
Я взором трепетным ловлю
Твои просёлки, перелески –
Всё, что без памяти люблю.
Жигулин А.В. Дрожжин С.Д. Никитин И.С.
- Что объединяет стихотворения?
- Какой смысл мы вкладываем в слово Родина?
А) Родина-это земля наших прадедов, дедов, отцов; Родина – матушка.

2. Речевая разминка.

РУСЬ
РОССИЯ
Родина
родился родители
родня
родной
родник
природа Отечество Отчизна
Отец
Отчий дом

Россия – Родина моя.
Б) Родину называют отечеством, отчизной.
- Родина, Отчизна - это слова близкие по значению. Как они называются? (синонимы).

2. Обобщение.
- Для каждого человека Родина - это самое дорогое и очень важно, чтобы никакое зло не коснулось ничьей родины.
- Что еще вы хотели бы узнать по теме «Родина»?

Карточка №1

Тема Родины.

Слайд: Родина, отечество, Отчизна, отец, отчий дом – синонимы;

Родина, род, родился, народ, родители, родня, родной, родник, природа – однокоренные слова

Как другие поэты передают свою любовь к Родине.

Работа над новым материалом.

1. Биография Б.А.Слуцкого.
- Сегодня мы будем работать над стихотворением Бориса Абрамовича Слуцкого «Лошади в океане».
- Что же это был за человек, почему он написал такое произведение, которое тоже включено в раздел «Родина»?

Б.А.Слуцкий родился в 1919 году в городе Славянске на Украине, в семье служащего. Поэт вспоминает: «Предвоенное и послевоенное поколение детей росло в нищете. У родителей подчас не хватало не то чтобы на книги для нас, но и на хлеб. Трудно жили».
Свое первое стихотворение он написал в мае 1941 года, будучи студентом Литературного института, а выпустил первую книгу "Память", когда ему исполнилось 38 лет. Слуцкий - автор поэтических сборников «Современные истории», «Время», «Доброта дня», «Работа», «Сегодня и вчера». Переводил польскую, английскую, немецкую поэзию. Темы его стихов – прошедшая война, суровые житейские будни. Умер в 1986 году.

2. Слово учителя.

- Отгремела война. Позади салют Победы 9 мая 1945 года. Но как злобное эхо, она, эта страшная война, еще долго напоминала о себе и убивала…
- Обладая исключительной добротой и честностью, зорким внимательным взглядом и чуткой душой поэта, он и в послевоенные годы не мог оставить без внимания ни одно из значительных волнующих событий.
3. Первичное восприятие. Чтение стихотворения учителем.
- Послушайте, как описывает Борис Абрамович Слуцкий одно из событий военных лет.

Задание до чтения:
1. Постарайтесь представить описываемую ситуацию.
2. Подумайте, какие чувства владели поэтом, когда он писал это стихотворение.
3. Прислушайтесь к себе: какие чувства возникают у вас во время слушания?

4. Проверка первичного восприятия.
- Что вы чувствовали, слушая стихотворение?
- Какие это стихи: грустные или веселые, задорные или стихи-раздумья, размышления?

5. Словарно-лексическая работа.
А) Гнедые лошади –
- Где нашли объяснение слова?
Б) Превозмочь – преодолеть, чего бы это ни стоило, достигнуть желаемого.
«На исходе лошадиных сил» -
Ж) Синонимы: гордый – горделивый, полный собственного достоинства, самолюбивый, высокомерный
З) Антонимы: гордый –

6. Повторное чтение стихотворения учащимися.
- Прочитайте это стихотворение, отметьте логические паузы, подумайте, с какой интонацией вы будете читать это произведение.

7. Аналитическое чтение стихотворения.

- Что произошло в океане?
- Почему это случилось?
- Кому возражали кони? Кто их топил?
- Как спасались люди?
- Как спасались лошади?
- Предполагали ли они, что их подстерегает гибель?
- Что почувствовали лошади, когда потеряли надежду на спасение?
- Расставьте слова по мере возникновения этих чувств у лошадей.
- Почему автор называет лошадей рыжим островом?
- Почему автор говорит «в шлюпки влезли»?
- Почему неоднократно повторяется слово «ржали»?
- Что хотел показать автор этим повтором?
- Какие строки стихотворения говорят о том, что оно передает состояние смятения, нарастающего напряжения, волнения или состояния покоя, безмятежности или же какое-то другое состояние?

Кульминация
(напряженный момент)

Линия времени
Экспозиция Заключение
(завязка) (развязка)

- Какой момент стихотворения вам показался самый напряженный?
- С какого момента вы почувствовали волнение за судьбу лошадей?
- Прочитайте выражения, которые показывают отношение поэта к гибнущим лошадям.


- Какие чувства, мысли, убеждения поэт хотел передать читателям?

8. Самостоятельное чтение. Пробное выразительное чтение
- Прочитайте друг другу это произведение так, как если бы вы сами наблюдали это событие, постарайтесь передать чувства и настроение.

9. Выразительное чтение вслух.
А) Проверка разметки стихотворения.
Б) Чтение стихотворения учащимися.
В) Беседа.
- С какой целью поэт написал это стихотворение?
Ответы:
- Чтобы сообщить о том, что произошло с лошадьми.
- Чтобы привлечь внимание к судьбе животных.
- Чтобы передать свои чувства.
- Чтобы вызвать взаимное сопереживание.

- Как вы думаете, удалось ли автору добиться своей цели, какими средствами? (изобразительно-выразительные средства языка)
- Как вы можете подтвердить свое мнение?

- Как вы считаете, кому из чтецов лучше удалось передать трагедию произошедшего? Почему?

10. Просмотр видеоклипа «Лошади в океане»
- Слышится ли музыка, когда читаешь стихи?
- Какая музыка: грустная или веселая?
- Я предлагаю посмотреть клип, снятый по сюжету стихотворения, и послушать музыку, написанную на стихи Б.Слуцкого композитором В.Берковским. Исполняет песню группа «Барды».

- Тяжелая, печальная картина!

11. История создания стихотворения «Лошади в океане».
- Стихи Слуцкого о войне необычны. Внимание поэта сосредоточено на небольших событиях, лишь дорисовывающих, дополняющих картину ужасов войны.
Это стихотворение Слуцкий написал в 1951 году на основе реальных событий. В стихотворении «Лошади в океане» описано событие, действительно имевшее место во время войны. Один из его друзей рассказал, что читал в журнале статью об «американском транспорте с лошадьми, потопленном немцами в Атлантике».
Слайд. Портрет Б.А. Слуцкого

Клип: Слуцкий читает стихи.

Слайды
Подготовленные учащиеся
(2 уч.) рассказывают биографию поэта.

Чтение на фоне музыки.
Учитель наблюдает, как реагируют дети на события, изображенные в стихотворении.

Слайд. Задание до чтения:

Дети высказывают свое мнение.

Словарь С.Ожегова,
учебник

Карточка №2

Чтение с пометами.
Дети читают молча
Отмечают паузы, подчеркивают слова, на которые падает логическое ударение.

Фронтальная беседа.

Карточка №3.

На слайде слова: уверенность, страх, испуг, надежда, безнадежность, тревога.
Дети подтверждают свои ответы текстом.
(было тяжело, невыносимо, горько, страшно, надеялись на помощь).
«Ржали, ржали» будто бы на помощь звали. Автор хотел подчеркнуть боль и страдание.

Работа в группах:
1 гр. –отметить завязку
2 гр. – кульминацию
3 гр. - развязку

Сюжетно-композиционный треугольник
Словесное рисование к частям (экспозиция, кульминация, заключение)

А все-таки мне жаль их!

Война приносит боль и горе всему живому. От нее страдают все живые души.

Работа в парах.

Дети читают стихотворение по логическим частям.

Дети выбирают наиболее подходящий ответ и аргументируют, почему).
Слайд


Автор использует литературные приемы: эпитеты, олицетворение,
Метафора, повторы
Риторический вопрос.

Самооценка чтения.

Итог урока.
1. Слово учителя.
- Сумел ли поэт передать любовь к Родине?
- Какие чувства испытывает поэт? Объясни свою точку зрения.
- Близки ли вам чувства поэта? Почему?
- В каких условиях у тебя могло бы возникнуть желание еще раз услышать эти стихи?
- Стихи Бориса Абрамовича Слуцкого созвучны со словами Священного писания:
И каждому животному на земле, и каждой птице в воздухе, и всему, что ползает на земле, Я дал живую душу.

Стихотворение-эпиграф.
Если из гнезда упала птица -
Мне не спится.
Если где-то умер зверь в берлоге-
Я в тревоге.
Если раздавлю зерно невольно -
Мне больно Если ствол рвануло бесшабашно -
Мне страшно.
Им бы жить да жить на белом свете -
Я в ответе. (С. Островой)

2. Заключительное слово учителя.

- В творчестве Бориса Абрамовича Слуцкого отразилась не только его собственная биография, через его сердце прошла биография страны, в которой он жил. Поэтому его поэзия — своеобразный лирический дневник, который вобрал в себя историю человеческой судьбы на историческом пути страны.

Даже если я стихи слагаю,
Все равно — всегда между строк —
Я историю излагаю,
Только самый последний сок.

- Давайте проверим себя, насколько мы запомнили то, о чем говорили, что узнали.
3. Диагностика. Тест.
1.К какому жанру литературы отнесем это произведение?
д) рассказ т) басня р) стихотворение м) очерк
2.К какому типу речи отнесем текст?
н) описание о) повествование в) рассуждение
3.Какие языковые особенности текста вы выделите?
ж) официальность, строгость, точность речи;
д) образность речи (эпитеты, олицетворения, метафоры);
к) краткость речи, диалог.
4.К какому стилю речи отнесем текст?
ф) разговорный л) научно-познавательный
и) художественный
5. Какие строки отражают основную мысль текста?
ц) Плыл по океану рыжий остров.
В море синем остров плыл гнедой.
н) Вот и все. А все-таки мне жаль их –
Рыжих, не увидевших земли.
ы) Кони шли на дно и ржали, ржали,
Все на дно покуда не пошли.
6.На что указывает заглавие – на тему или основную мысль текста?
а) на тему текста б) на основную мысль текста

4. Составление «синквейна».

1. Написать имя существительное по теме (Лошади)
2. 2-3 имени прилагательных (рыжие, гнедые, бедные)
3. 2-3 глагола (Плыли, ржали, возражали, утонули)
4. Предложение (Война приносит боль и горе всему живому!)
5. Слово-смысл темы. (Трагедия, которая никогда не должна повториться).

5. Рефлексия. «Дерево творчества»

За что ты можешь себя похвалить?
За что ты можешь похвалить одноклассников?
За что ты можешь похвалить учителя?
Считаете ли вы, что мы не напрасно провели эти минуты вместе?
6. Домашнее задание.

- Ребята, кому это стихотворение «запало» в душу, кто хочет выучить его наизусть?
- Это и будет вашим домашним заданием.
Спасибо за работу.

Любовь ко всему живому на Земле – это и есть любовь к Родине.

Нам тоже жалко лошадей

оставление кластера.
Б.А.Слуцкий – поэт, литератор– стихи – мемуарная проза, очерки –художественные, документальные – о людях, о Родине, о войне - вызывают чувства.

Карточка №4

Работают по карточкам

Стихотворение

Повествование. Показано развитие событий.

Художественный стиль, т.к. автор передает свои мысли, чувства, переживания, а не просто сообщает сведения, информацию. Целью этого текста является воздействие словом для создания художественного образа.
Основными чертами текста являются образность, эмоциональность, оценочный характер речи. Вызывает чувства у читателя.
Ключевое слово теста «Родина»
Оценка ответов детей.

Карточка №5.

Существительное задается учителем.
Стр.2,3 выражают ассоциации относитель¬но понятия, обозначенного существительным
Содержание 2-5-й строк должно соответствовать по смыслу слову на 1-й строке.
Проверка синквейна.

Карточка №6.
По окончании урока дети прикрепляют на дереве листья, цветы, плоды:
Плоды – урок прошёл полезно, плодотворно;
Цветок – довольно неплохо;
Зелёный листик – не совсем удовлетворён уроком;
Жёлтый листик –неудовлетворённость.